Полное наименование школы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Будоговищенская основная общеобразовательная школа" Белевского района Тульской области.
Краткое наименование школы: МОУ "Будоговищенская ООШ"
Полное наименование школы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Будоговищенская основная общеобразовательная школа" Белевского района Тульской области.
Краткое наименование школы: МОУ "Будоговищенская ООШ"
Согласно архивным документам, в приходе Афанасьево-Кирилловской церкви значится земское училище, существующее с 1879 года в селении Будоговищи. Здание было деревянное из двух комнат, в школе было два учителя и священник, преподававший закон Божий. Посещали школу одни мальчики, срок обучения был всего 3 года. Дисциплина была строгая, поддерживалась телесными наказаниями: ставили на колени, ставили столбом в угол, применяли и розги.
Часто заезжал погостить в село к своим родственникам гость московский, Случевский Евпатий Петрович, человек городской с передовыми взглядами, дворянин, коллежский секретарь, присяжный поверенный, кандидат права Московского Императорского университета. Он то и направил мысль населения на строительство новой школы. Получив разрешение у местного Земства, приступили к строительству.
Давным-давно, лет сто назад,
Еще точнее – лет сто десять,
Всё обсудив и точно взвесив,
Решили школу открывать.
Ведь знают все: ученье – свет.
Всем ЭТА истина известна.
И средства выделил совет.
Кто кирпичи подвез для школы,
А кто и денежек ссудил…
Здание Будоговищской школы, как гласит архивная справка, было построено на земле дворянина Случевского Евпатия Петровича, и на денежные его средства (попечитель жертвовал на строительство школы 7000 рублей, земство выделило только 500 рублей).
Всем миром поднимали школу –
Один строгал, другой пилил…
Работа спорилась, кипела,
Вовсю стучали топоры.
Старались люди, что есть силы,
Ее поднять для детворы.
И в октябре, построив школу,
И окропив святой водой,
Открыли детям деревенским
Дверь в мир познанья, мир другой.
Со всех окрестных деревень
Спешили дети на ученье,
Худа одежа - не беда,
И расстоянье - не мученье.
Прилежно дети постигали
Азы письма, и речь, и счет,
В церковном хоре прославляя
Все то, что людям Бог дает.
В новой школе учились и девочки.
Первыми учителями Будоговищенского училища были: законоучитель священник Иоанн Васильевич Карандлев, учительница младшего и среднего отделения - Ольга Алексеевна Румянцева и, учительница старшего отделения - Мария Георгиевна Евстратова.
Учебный год начинался с 21 сентября и в середине мая оканчивался. Урок начинался с молитвы за 30 минут до занятий. После трех уроков была большая перемена, продолжительностью в 1 час.
Каникулы были зимние (святки) и весенние (пасхальная неделя). Обучение было бесплатным. Ученикам выдавались учебники, бумага, карандаши, ручки и чернила – все это покупалось за казенный счет.
В училище преподавались такие учебные предметы, как Славянское чтение, Русское чтение, Диктанты (предупредительный и проверочный), Грамматика с письменными упражнениями, Чистописание, Арифметика. Обязательным предметом был Закон Божий. Этому предмету отводилось 3 часа в неделю в каждом отделении (классе) и преподавал его священник.
Телесные наказания в школе больше не применялись, ставили учащихся столбом, выгоняли за дверь, оставляли на 2 часа после уроков. Дисциплина учащихся была хорошая, учителей тогда боялись.
Рабочие планы учителя не писали. Для руководства у учителя была программа. Учет успеваемости проводился «на глазок», никаких ведомостей учета не велось. Учителя вели только классный журнал, где записывали, что пройдено и, что задано на дом.
В школу один раз в год приезжал инспектор, ученики его очень боялись, он был строгий и требовательный.
По состоянию учебной части, гласит историческая справка, Будоговищенская школа относилась к числу лучших школ Белёвского уезда.
В первые дни Советской власти была проведена реформа народного образования. Прежде всего, школа отделена от церкви, закон божий из школьной программы был исключен.
В Будоговищах организована была школа I ступени. Эта школа стала с 4-годичным обучением. Раньше прием в школу был с 10-летнего возраста, теперь в школу принимались дети с 8 лет. Учебники заменились новыми, их покупали учащиеся за свой счет. Письменных принадлежностей не хватало, тяжелые были времена для всех. Учителя получали небольшую зарплату, жили бедно и впроголодь.
В 1931г. постановлением ЦК ВКП (б) была введена предметная система преподавания и ряд других мероприятий. По решению советского правительства в стране проводился закон обязательного семилетнего образования. Наша школа стала называться (НСШ) неполной средней школой.
В это время в школе введена была определенная документация: планы учителя (четвертные и поурочные), производственный план школы, классные журналы и ведомости успеваемости. Учебники, тетради и прочие учебные пособия учащиеся приобретали за свой счет. Учебные планы очень часто менялись. Учебники и программы не были стабильными. В школе преподавались предметы: математика, русский язык, история, география, немецкий язык, физика, химия, рисование и физкультура. Успеваемость по школе была не высокая, но знания учащихся оценивали объективно, 20-25 % оставались второгодниками. РОНО требовал от школы не процент успеваемости, а качество знаний и воспитательную работу.
В 1935 г. в школе был организован пионерский отряд.
1941 год - Великая Отечественная война резко изменила жизнь советских людей. Ушли на фронт учителя – Лазарев Николай Матвеевич, директор школы Брыков Дмитрий Никитич, его место заняла супруга – Мария Фёдоровна. В годы войны Будоговищенская школа была разрушена, но учебные занятия продолжались и проводили в крестьянских домах.
В период ВОВ по решению Наркомпроса неполные средние школы стали называться семилетними.
В 1943 году вернулся с фронта по ранению Николай Матвеевич Лазарев, назначен директором школы.
С 1946 года директором школы был Бабенко Александр Иванович, ушёл в Величненскую школу. Его сменил Яшин Афанасий Петрович.
Жители села под руководством местного учительства обратились в Президиум съезда партии с письмом о восстановлении здания школы, на что вышло Постановление, где прописывалось: Обязываю Тульский обком партии восстановить Будоговищенскую школу незамедлительно в течение года 1957. 7 сентября 1957 года учебные занятия начали проводить в восстановленном здании школы. Директором школы был назначен молодой и перспективный учитель русского языка и литературы - Лихоманов Александр Васильевич.
В школу пришли учиться 137 учеников, учреждение работало в 2 смены.
В 1962 г. по закону Советского правительства семилетние школы преобразованы в восьмилетние. Учебные программы изменились. Больше внимания стало уделяться политехнизации. Стали проводиться по предметам лабораторные работы, практические занятия, введён в расписание уроков общественно-полезный труд.
В нашей школе были открыты мастерские по столярному и слесарному делу, организован учебно-опытный участок, устроен парник для выращивания собственной рассады, заложен яблоневый сад. Учащиеся все больше стали приобщаться к сельскохозяйственным работам в колхозе, к мероприятиям по сбору макулатуры и металлолома.
Активизировалась работа пионерской и комсомольской организаций. Больше внимания стало уделяться физическому воспитанию учащихся и туристическим походам по родному краю.
С 1965 г. введено всеобщее 8-летнее обязательное обучение детей с 7 до 16-летнего возраста. Учителя работали и усовершенствовали новую методику преподавания в борьбе за высокое качество знаний учащихся и в борьбе против второгодничества.
Для улучшения учебно-воспитательной работы в школе с 1965 г. организованы группы продленного дня, где дети получали горячее питание и находились в школе с 9 часов утра до 5 часов вечера. Успеваемость учащихся по сравнению с прошлыми послевоенными годами улучшалась. Школа значительно пополнялась учебно-наглядными пособиями, имелись учебно-технические средства (киноаппарат, магнитофон), организована библиотека с большим количеством художественной литературы.
В 70 – х годах в системе народного образования проводились очередные реформы, множество школ были реорганизованы и присоединены к крупным школам. Так в 1977 году к Будоговищенской школе была присоединена Черногрязевская восьмилетняя школа. Педагогический коллектив пополнился новыми кадрами, тогда в школу пришли работать Фандеева Ольга Васильевна, Мельникова Валентина Алексеевна, Алтунина Анна Михайловна. Вместе с учителями в Будоговищенскую школу пришли учиться дети из более отдалённых деревень, с подвозом было тяжело, поэтому на базе школы открыли интернат с круглосуточным недельным проживанием.
В 2005 году отработав в школе бессменным директором 48 лет, Лихоманов Александр Васильевич передал руководство школы новому директору Радюковой Веронике Игнатьевне. За последние годы изменился облик школы, значительно укреплена материально-техническая база, созданы благоприятные условия для каждого участника образовательного процесса. В школе тепло, светло и по-домашнему уютно.
Одним из основных направлений воспитательной системы школы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В 2012 году в школе создан историко-краеведческий музей «Память».
Сегодня школа идёт в ногу со временем. Современный педагогический коллектив продолжает традиции своих старших коллег.
За годы работы школа выпустила не одну сотню выпускников. Не сохранились, к сожалению, данные довоенных лет. А с 1944 года по май 2014 года в стенах Будоговищенской школы обучалось 990 учеников, окончили школу 600 человек. Остальные покинули нашу школу по разным жизненным обстоятельствам. Кому-то не удалось доучиться из-за болезни или трагической смерти: в 1954 году ученика 2-го класса Будоговищенской школы Сухойкина Володю убило снарядом – так война напомнила о себе спустя почти 10 лет. А кого-то жизнь оторвала от школьной парты, заставив заниматься в трудные послевоенные годы домашними работами (в алфавитной книге того времени так и записано: «Выбыл из школы в связи с домашними работами), кто-то покинул стены из-за переезда на другое место жительство. Но мы верим, что все ученики нашей школы помнят ее всю свою жизнь, как бы она у них не сложилась.
Опишите форму обучения. Примерно от 100 до 1000 символов
Опишите программу развития.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie